Статьи
№2 2024 ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

СЛАВЯНО-ТЮРКСКИЙ СОЮЗ: БОЛЬШЕ, ЧЕМ ГИПОТЕЗА

Адгезал Нуру оглу Мамедов – азербайджанский исследователь, председатель общественной организации «Мост Баку – Сеул» и движения «Единство славяно-тюркского мира», преподаватель факультета международных отношений Западно-Каспийского университета.

Сегодня Россия играет одну из наиболее значимых ролей в создании многополярного мира и оказывает существенное влияние на процесс формирования Большой Евразии. В то же время мы наблюдаем тенденцию к закату европейской цивилизации. Это позволяет предположить, что со временем ее место могут занять иные цивилизации. Несомненно, среди них будут дальневосточные: китайская и индийская, но также, безусловно, российская. Однако с очень большой вероятностью мы увидим и новый расцвет цивилизации тюркской. И России имеет смысл не только установить с ней и ее основными центрами контакт, но и, по возможности, понять направление совместной дальнейшей эволюции.

Сегодня очень важно с участием Азербайджана, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Турции, Узбекистана и других славяно-тюркских государств начать процесс формирования новой геополитической субъектности. Тем более что уже сейчас в наших странах постепенно формируется новое понимание того, какими должны быть самодостаточные евразийские государства и как эти государства могут укреплять свое взаимодействие, создавая общий и мощный евразийский экономический базис и новую мега цивилизационную общность – «народ Евразии».

Когда в 1992 году вышла в свет книга американского философа и политолога Френсиса Фукуямы «Конец истории и последний человек», многим казалось, что конкуренция закончилась, альтернативы американскому пути развития нет и, следовательно, геополитическая борьба и связанные с нею противоречия будут постепенно уходить в прошлое. Вышло, как мы сейчас видим, совсем не так.

Поэтому неудивительно, что в новых условиях Россия взяла курс на создание геополитической конструкции, основанной на общности экономических интересов и культурно-исторических ориентиров стран Евразийского континента. Вполне также закономерно, что современные евразийцы начали переосмысливать роль тюркских народов в истории России. Их заслуга состоит не только в том, что они включали тюркский мир в ее историю, но и в том, что они посмотрели на саму историю не с Запада, глазами европейцев и с позиций европоцентризма, а как бы из другого мира – тюркского, степного, азиатского.

Иными словами – из естественной среды многотысячелетней Евразии как колыбели мира. Это обогатило российскую науку, позволило осознать некоторые стороны формирования русского национально- го характера, русского исторического процесса и, в частности, ряд аспектов взаимоотношений между Россией и тюркскими культурами, неотъемлемой частью которых является и азербайджанская. В связи с этим приверженцы российской концепции современного евразийства придавали большое значение географическому фактору, особенно огромным степным пространствам Евразии (являющимся, кстати, прародиной всех тюркских народов).

При этом они ввели новое понятие как центральное и определяющее жизнь общества – «степной фактор». Именно в степной, а не в «лесной» или «речной» зоне, подобно тому, как это было и у тюркских народов (по мнению евразийцев), вырабатывались формы властвования, мышления и психологии, не свойственные другим культурам. В русском национальном типе можно обнаружить тюркские мотивы поведения: массовость и довольно часто иррациональность политических движений, наблюдаемые до сегодняшнего дня. Все это повлияло на национальный характер русских, и формирование нации шло одновременно с образованием империи на огромных пространствах континента, что наложило свой отпечаток на ход российской истории.

С древнейших времен кочующие племена тюрков образовывали прочные государственные организации, которые не только мерились силами в частых схватках со своими соседями – китайцами, но и, как показывают исторические факты, были весьма образованны и имели свою письменность. Тюрки впитали в свою историю основные мировые религии, которые существуют и по сей день. И хотя большинство из них – последователи ислама, некоторые исповедуют и другие религии. Например, чуваши и гагаузы – христиане; тувинцы – буддисты; караимы – иудеи и т. д.

При взгляде на историю России трудно переоценить влияние тюркской служилой знати, переходившей в православие. Впрочем, некоторые даже сохранили мусульманскую веру, что не мешало им преданно служить российскому престолу. Тюркские языки знали не только многие видные люди России – полководцы А.В. Суворов, М.И. Кутузов, писатель Л.Н. Толстой, дипломат Н.П. Игнатьев, генерал Л.Г. Корнилов, но и целые сословия российского общества, например, казачество, в чьем быте и повседневной жизни тюркское степное культурное влияние было весьма заметным.

В казачьей среде, наиболее часто контактировавшей с турками, как и во всем русском обществе, никогда не было туркофобии. В моей недавно изданной новой книге «Славяно-тюркo-арийский ареал и его геостратегические императивы» изложены основные идеи нашего единения и преемственности государств, существующих в пределах евразийского пространства: Скифия – Сарматия – Империя гуннов – Тюркский каганат – Хазария, Великая Булгария – Монгольская империя (которую правильнее называть Татарской) – Российская империя – СССР.
Менялись правящие народы, на первые роли выходили то тюрки, то славяне, но границы государства всегда оставались неизменными – от Вислы и Карпат на западе до Тихого океана на востоке. Эта империя существовала с глубокой древности и существует до сих пор – как союз тюркских и славянских народов. Если рассматривать идеи славяно-тюркского единения в исторической ретроспективе, в первую очередь вспоминается видный ученый-востоковед Мирза Казем-Бек (Александр Касимович Казембек (1802–1870 гг.)). Мирза Казем-Бек был азербайджанским тюрком, сыном известного религиозного деятеля Гаджи Гасыма. Он стал одним из основоположников востоковедения в России, и именно по его предложению наряду с другими восточными языками в Санкт-Петербургском университете началось преподавание азербайджанского тюркского языка на университетском уровне. А в 1868 году Мирза Казем-Бек в российских научных кругах положил начало академическому движению по изучению лингвистики и этнографии Туркестана.

Мирза Казем-Бек был дружен с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым и преподавал ему арабский и персидский языки. Дружил с Чернышевским и Некрасовым. Самые значительные исторические произведения Мирзы Казем-Бека были посвящены исламу, в том числе «Полный конкорданс Корана». Эта тематика была отражена и в ряде произведений великих русских поэтов и писателей: А.С. Пушкина («Кавказский пленник»), М.Ю. Лермонтова («Ашик Кериб», «Герой нашего времени»), Л.Н. Толстого («Набег», «Казаки», «Хаджи-Мурат»), А.А. Бестужева-Марлинского («Мулланур» и «Аммалат-бек») и других.

Основы евразийства и его связь с тюркской цивилизацией были изложены в работе лингвиста князя Н.С. Трубецкого «Европа и человечество», в трудах музыковеда П.П. Сувчинского, экономиста и географа П.Н. Савицкого, ученого и писателя Л.Н. Гумилева, критика и публициста С.Я. Эфрона и других литераторов, исследователей. Все они считали, что корни российской государственности произрастают из скифских времен, то есть у нее много общего с тюркским миром. Идею славяно-тюркского единения выдвинул в свое время и русский дипломат, философ, писатель и литературный критик К.Н. Леонтьев.
Вместе с тем нельзя не отметить тот факт, что в настоящее время идеи евразийской интеграции и славяно-тюркского единения встречают сопротивление со стороны некоторых геополитических игроков. Например, Вашингтон склоняет Анкару к объединению неправительственных организаций тюрко-язычных стран и усилению их деятельности по борьбе против евразийских интеграционных проектов, а также к укреплению руководств тюркоязычных республик за счет проамериканской части истеблишмента.

Еще одна страна, играющая с тюркским фактором, – Израиль. Обычно, говоря о тюркской теме, об этом важном игроке забывают. Но дело в том, что бывший кавказский народ – хазары – был связан с иудаизмом: незадолго до 860 го- да при кагане Булане хазары после временного обращения в христианство приняли отчасти иудейскую религию. «Существуют семь судей, – писал арабский историк Аль-Ма- суди, – двое для хазар-магометан, где суд творится по Шариату, двое для хазар-иудеев, у которых суд творится по закону Моисея, двое для хазар-христиан, где правосудие совершается согласно Евангелию, один для славян, русских и других язычников, которых судят по языческим законам». Не стоит забывать и о Венгрии, в министерстве иностранных дел которой есть «туранское направление», курируемое главой департамента Восточной Европы и Центральной Азии.

Каждый год фонд «Мадьяр-Туран» проводит Курултай, а председатель фонда – антрополог Андраш Жолт Биро – многие годы изучает историю тюркских народов и полагает, что венгры имеют тюркское происхождение: «Предки венгров коче вали там, где сейчас территория современного Казахстана. Тогда еще не существовало этнонимов “венгры” или “казахи”. Кстати, сами мы называем себя мадьярами. Есть несколько вариантов происхождения этого слова. Это могло быть название племени или группы племен. Как известно, на территории Казахстана проживают мадьяры, ныне входящие в состав Среднего жуза. Также это могло быть именем одного из вождей, недаром у казахов есть имя Мадияр. А может быть, это звание лидера, такое же, как и султан или амир».
Наконец, нельзя не учитывать тюркского фактора и на политической сцене Китая. Тюркоязычный народ Китая – уйгуры – составляют большую часть населения Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая. Известный казахстанский синолог К.Л. Сыроежкин утверждает: «Многие активисты уйгурской диаспоры за рубежом выступают за создание независимого государства, будь то “Восточный Туркестан” или “Уйгурстан”. Уйгурская диаспора, проживающая за пределами Китая, в достаточной степени организованна, имеет тесные связи с международными организациями и соотечественниками в СУАР, а также с правительствами и политиками стран, в которых она проживает». Таким образом, мы видим, что многие геополитические игроки на международной арене гипотетически могут воспользоваться тюркским фактором для осуществления своих стратегических целей.

Однако несомненно, что именно Россия останется в регионе крупнейшей и сильнейшей державой, в которой слились славянский и тюркский этносы. Огромный ареал между Байкалом и Черным морем был и является ареной жизнедеятельности славянских и тюркских народов. Славяно-тюркский мир – это не искусственно навязанное образование, это буквально зов крови. Главное, важно понять и принять тот факт, что основанное на многовековой истории взаимоотношений сотрудничество между Азербайджаном, Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, Турцией и Узбекистаном необходимо и полезно каждому из участников и объединению в целом.

В этом контексте самым важным моментом, как нам кажется, является ментальный фактор – уровень осознаваемых исторических, гуманитарных и культурных связей между народами Евразийской цивилизации. Евразийская цивилизация есть продукт прежде всего культурных, этических, этнических, политических, торговых, военных и прочих взаимодействий наших народов. Накопленный исторический и культурный багаж столь внушителен, что мы можем опираться на него как на надежный фундамент, который с полным правом можно назвать наследием предков. И сложившаяся обстановка уже вынуждает по-новому подойти к этой проблеме: учитывая расклад позиций, объективно осмысливать происходящее и непредвзято изучать новые вызовы нашего региона.

И этот процесс уже идет: сегодня появляется все больше сторонников идеи суверенной Евразии. Народы нашего ареала объективно заинтересованы в укреплении отношений между нашими странами – и это социальный заказ наших обществ. А потому у нас нет сомнений, что славяно-тюркской союз – это не только геополитическая гипотеза, но и в ближайшем будущем – одно из самых привлекательных интеграционных объединений.

Адгезал Нуру оглу Мамедов – азербайджанский исследователь, председатель общественной организации «Мост Баку – Сеул» и движения «Единство славяно-тюркского мира», преподаватель факультета международных отношений Западно-Каспийского университета. Как аналитик много лет занимает лидирующие позиции в области психопортретологии, ментальной портретологии и психогеополитики.
Психогеополитика в международных отношениях – это жизненно важное и быстро развивающееся направление, в рамках которого ведется анализ взаимодействия между географическими, ментальными, политическими и другими факторами с целью использования результатов этого анализа для формирования стратегии развития. И сегодня изучение характеров и ментальных нравов народов и влияния этих факторов на общественной устой государства стало важным не только для профильных специалистов. Именно ментальные факторы – наряду с объективными общественно-политическими и экономическими явлениями – двигают историю.
В представленной статье в историческом и культурологическом контексте, а также с учетом современных реалий, рассматриваются вопросы формирования Евразийской цивилизации и славяно-тюркского единения как факторов, играющих важную роль в евразийской интеграции.