Статьи

XVI САММИТ БРИКС: НОВАЯ ВАЛЮТА, МНОГОПОЛЯРНОСТЬ, ДОВЕРИЕ

Алок Кумар, Президент Экономического совета Индии (по России и Центральной Азии), Почетный член правления и директор Торгово-промышленной палаты стран БРИКС по России, Председатель Группы компаний AKIS TECH LTD, Член Правления Делового совета по сотрудничеству с Индией
22–24 октября в Казани прошел XVI саммит БРИКС. Мероприятие собрало делегации из 35 государств и шести международных организаций, в саммите приняли участие более десятка лидеров со всего мира, включая партнеров «БРИКС плюс». В рамках саммита также были организованы многочисленные встречи отраслевых групп по широкому спектру вопросов.
Еще в начале года в своем обращении в связи с началом председательства России в БРИКС президент Российской Федерации Владимир Путин отметил, что российское председательство в БРИКС в 2024 году будет действовать под девизом «Укрепление многосторонности для справедливого глобального развития и безопасности».

И в то время как Запад воспринимает «БРИКС плюс» как враждебное себе образование, президент России в преддверии саммита, ссылаясь на слова премьер-министра Индии Нарендры Моди, подчеркнул, что БРИКС – это «не антизападное объединение», а «просто не западное» и что «БРИКС никому себя не противопоставляет». Вместе с тем нельзя не отметить, что саммит прошел в переломный для всего мира период.

Военные конфликты в Евразии и на Ближнем Востоке наряду с затяжными последствиями пандемии по-прежнему являются причиной серьезных сложностей в жизни стран Глобального Юга. И для таких стран БРИКС представляет собой альтернативную площадку, которая потенциально отвечает их чаяниям. В числе приоритетов российское председательство выделило совместное с партнерами решение задач в сферах политики и безопасности, экономики и финансов, в гуманитарной и культурной областях.

Как заявил на полях саммита председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, «он [БРИКС] выступает системообразующим фактором формирования равноправной, упорядоченной многополярности и общедоступной инклюзивной экономической глобализации». Иными словами, БРИКС предоставляет площадку для взаимодействия государств, интересы которых в политике, экономике и безопасности совпадают, и где отношения между странами строятся на принципах невмешательства, равенства, многополярности и взаимной выгоды.
В настоящее время не существует ни одной страны, которая так или иначе не рассматривала бы возможность установления связей с БРИКС, – страны вступают в БРИКС по собственному желанию, а не под чьим-либо давлением, и, прежде всего, выступают за справедливость и мир. Страны нового БРИКС занимают более 30 % земной суши, на их территории проживает 45 % всего населения Земли (3,6 млрд человек), а на их долю приходится более 40 % общей нефтедобычи и около четверти мирового экспорта сырьевых товаров.

Совокупный ВВП стран БРИКС по паритету покупательной способности уже давно превосходит показатели «Группы семи»: по оценкам МВФ, в 2023 году он составил 32,1 % и 27,6 % соответственно. Еще перед саммитом британский политик и журналист Джордж Галлоуэй заявил: «БРИКС важен сам по себе, но предстоящий в данный момент саммит организации в геополитической ситуации является самым важным из всех. Это может стать поворотным моментом в мировой истории… БРИКС в Казани могут запомнить как событие, которое преследовало благородную цель – достижение более справедливого миропорядка. Западные страны придерживаются политики “победитель получает всё”, с которой борется БРИКС, добиваясь выгодных решений мировых проблем для большинства игроков международной арены».

БРИКС может стать глобальным экономическим центром. Ведь успешные экономические проекты рождаются из личного доверия людей, а общность взглядов на достижения культуры, науки и стремление к миру закладывают наилучшую основу для стратегической экономической интеграции. И БРИКС строит свою политику именно на таком фундаменте.

Как подчеркнул Владимир Путин в уже упомянутом обращении, «БРИКС притягивает все больше сторонников и единомышленников – государств, которые разделяют принципиальные установки, лежащие в основе его деятельности. Это суверенное равенство, уважение выбора собственного пути развития, взаимный учет интересов, открытость, консенсус, стремление к формированию многополярного мироустройства и справедливой модели глобальной финансовой и торговой системы, поиск коллективных решений наиболее острых проблем современности».
Поэтому вполне закономерно, что после первого этапа расширения состава БРИКС в Йоханнесбурге еще 34 страны выразили заинтересованность в присоединении к объединению. Это свидетельствует о его эффективности и потенциале, по крайней мере, в представлении стран Глобального Юга. В геоэкономическом контексте БРИКС действительно может стать мощным механизмом сотрудничества в рамках зарождающейся матрицы глобальной власти. Саммит в Казани стал кульминацией российского председательства в БРИКС, и особое внимание на нем было уделено расширению использования национальных валют во взаимной торговле. Вепонизация Западом, в частности США, таких ресурсов, как природные богатства и финансовые инструменты, привела к кризису доверия и со стороны России, и со стороны многих других государств.

На встрече с представителями СМИ из стран БРИКС в преддверии саммита Владимир Путин заявил, что «Россия не отказывалась от доллара в качестве универсальной валюты, ей было отказано его использовать. Но теперь 95% всей внешней торговли России осуществляется с нашими партнерами в национальных валютах».

Большинство стран, во главе с Китаем, Россией и Индией, начали диверсифицировать свои валютные риски, отдавая все бόльшее предпочтение торговым операциям, проводимым через двусторонние валютные механизмы. Так, Индия подписала соглашения о едином платежном интерфейсе UPI и выпустила карты RuPay в более чем двадцати странах. Кроме того, не так давно Индия впервые предоставила Маврикию кредитную линию в рупиях. Россия, Китай, ОАЭ и ряд других стран разработали собственные валютные и расчетные механизмы, что постепенно привело к дедолларизации. «БРИКС плюс» сейчас рассматривает возможность создания новой резервной валюты на основе корзины валют своих стран.

На саммите в Казани лидеры обсуждали создание потенциально обеспеченной золотом валюты в качестве альтернативы доллару США и, вероятно, вскоре сообщат о дальнейших шагах в этом важном направлении. Потенциальная валюта БРИКС позволит этим странам заявить о своей экономической независимости в противовес существующей международной финансовой системе, которая сильно зависит от дол- лара США. До недавнего времени почти 100 % торговых операций с нефтью осуществлялись именно в долларах США. Однако, как сообщается, в 2023 году пятая часть всех таких сделок осуществлялась уже в других валютах, в частности, в юанях, рублях и даже в риалах и дирхамах. Такая диверсификация не лишена смысла с учетом того, что операционные издержки и финансовая зависимость могут подорвать национальный суверенитет.

Тем не менее при создании любой новой системы необходимо учитывать присущие ей недостатки и подводные камни. У БРИКС есть множество причин для того, чтобы создать новую валюту. К изучению этой возможности страны БРИКС подтолкнул современный глобальный политический и геополитический ландшафт, в том числе ситуация вокруг России и Украины, финансовые трудности и агрессивная внешняя политика США, в частности, введение широкомасштабных санкций против России и ее экономический бойкот.
Члены БРИКС стремятся в полной мере удовлетворять свои экономические интересы, сокращая при этом глобальную зависимость от доллара и евро. Не лишним будет напомнить, что доллар США на протяжении десятилетий был ведущей мировой резервной валютой. По данным Федеральной резервной системы США, в период с 1999 по 2019 год он использовался в 96 % международных торговых расчетов в Северной и Южной Америке, 74 % – в Азиатско-Тихоокеанском регионе и 79 % – в остальной части мира. Несмотря на то, что точная дата введения новой валюты в обращение еще не определена, лидеры стран уже обсуждают такую возможность.

Еще в 2022 году в приветствии участникам Делового форума БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) Президент России Владимир Путин заявил, что страны БРИКС прорабатывают вопрос о создании «новой международной резервной валюты», и Россия готова работать открыто «со всеми добросовестными партнерами на принципах уважения интересов друг друга».

В апреле 2023 года в поддержку валюты БРИКС высказался Луис Инасиу Лула да Силва, президент Бразилии, которая в настоящее время председательствует в «Группе двадцати»: «Почему такое учреждение, как банк БРИКС, не может иметь валюту для финансирования торговых отношений между Бразилией и Китаем, между Бразилией и всеми другими странами БРИКС? Кто решил, что доллар стал мировой торговой валютой после отмены золотого стандарта?»

Для того чтобы решить проблему дефицита доверия между странами объединения, валюта БРИКС должна быть нейтральной, вне зависимости от формы – цифровой или иной, с объединенной финансовой мощью и надежным механизмом расчетов. Например, Индия рассчитывается с Россией за нефть в рупиях или даже дирхамах, но отказывается урегулировать оставшиеся задолженности в юанях по своим геоэкономическим соображениям.

С появлением новой валюты страны БРИКС могут получить ряд преимуществ, включая увеличение эффективности трансграничных операций и расширение доступа к финансовым услугам. За счет использования технологии блокчейна, цифровых валют и умных контрактов такая валюта может кардинально изменить глобальную финансовую систему. Беспрепятственные трансграничные платежи могут способствовать развитию торговли и экономической интеграции между странами БРИКС и за их пределами, а также сокращению рисков, связанных с глобальной нестабильностью вследствие односторонних мер, и снижению зависимости от доллара.

«Важной целью на перспективу полагаем создание в рамках БРИКС независимой расчетной платежной системы, которая основывалась бы на самых современных технологиях, таких как цифровые валюты и блокчейн. А главное – была бы комфортной для государств, населения и бизнеса, не требовала бы серьезных затрат и была бы вне политики», – заявил не так давно помощник президента Российской Федерации Юрий Ушаков. У стран БРИКС пока нет своей отдельной цифровой валюты, но, как сообщается, платежная система на основе блокчейна уже находится в процессе разработки.

Многосторонняя платежно-расчетная платформа BRICS Bridge соединит финансовые системы стран-участниц с помощью платежных систем для расчетов в цифровых валютах центральных банков. Эта разрабатываемая платформа станет альтернативой существующему международному механизму трансграничных платежей – международной межбанковской системе передачи информации и совершения платежей SWIFT, в которой преобладает доллар США. В целом же влияние новой валюты БРИКС на доллар США будет зависеть от ряда факторов: распространенности, устойчивости и того, насколько она вообще сможет стать жизнеспособной альтернативой доллару.
Так или иначе, процесс внедрения новой валюты займет время и потребует слаженных усилий со стороны всех членов БРИКС, чтобы в конечном счете обеспечить каждому должный уровень инвестиций и отдачи. Наряду с использованием национальных валют во взаимных расчетах к факторам притяжения БРИКС для стран можно отнести и то, что объединение стало крупной незападной площадкой и рассматривается как действительно демократичная структура.

БРИКС объединил незападные державы, целью которых является продвижение многополярности и всеобъемлющей инклюзивной экономической глобализации в целом. Кроме того, еще одним таким фактором служит гибкость объединения, которое не ставит каких-либо условий для тех, кто хочет стать его членом. Поэтому нет ничего удивительного в том, что не менее 30 стран хотят в том или ином качестве присоединиться к БРИКС.

Те же страны, что уже являются членами БРИКС, например, Индия, Бразилия и Южная Африка, благодаря своей взвешенной позиции по глобальным вопросам смогли опровергнуть ошибочные представления о БРИКС как об антизападной структуре. Они не хотят полагаться исключительно на Запад, а стремятся к тому, чтобы их внешняя политика строилась на принципах стратегической независимости и многополярности.

И в этом аспекте положительную роль БРИКС сложно переоценить. Более того, эти страны смогли сместить акцент в сторону укрепления мнений и интересов Глобального Юга, уделив особое внимание борьбе с климатическим кризисом, обеспечению экономического развития и социального равенства.

Это также подтверждает направленность БРИКС на многополярность и равноправие. К слову, для Индии БРИКС имеет важнейшее значение, поскольку отражает многополярное мировоззрение Нью-Дели и служит площадкой для укрепления позиций страны в мире. Об этом, в частности, свидетельтвует визит премьер-министра Индии Нарендры Моди в Казань.

Страны – члены БРИКС внесли серьезный вклад в укрепление сотрудничества объединения в области финансов, торговли, сельского хозяйства, образования, борьбы с терроризмом и коррупцией, безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий. Расширение БРИКС открыло возможности для сотрудничества со странами-единомышленниками, которые смотрят на международную систему сходным образом. Среди таких стран – Египет, Эфиопия, Саудовская Аравия и ОАЭ.

Как и Индия, они не присоединились к санкциям против России, но, в отличие от России и Китая, не выступили за отмену доллара. В долгосрочной перспективе эти государства, как и другие, рассматривают укрепление своих валют в мировом финансовом пространстве. По итогам XVI саммита БРИКС была принята Казанская декларация, включающая 134 пункта и содержащая призыв к улучшению глобального управления путем продвижения подотчетной многосторонней системы, в которой мнение Глобального Юга будет учитываться еще больше. Кроме того, положительную оценку получило предложение Нарендры Моди о проведении в 2028 году в Индии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (КС-33, COP33).

Пока сложно прогнозировать, как и в какой мере будут решены задачи БРИКС, но, на наш взгляд, несомненно одно: главная цель состоявшегося саммита заключалась в том, чтобы укрепить доверие, расширить торговые отношения и трансформировать многосторонние институты. И мы уверены: доверие, торговля, трансформация – это путь к мирному развитию и процветанию на Земле.

Использованы фотографии из архива Фонда Росконгресс
Ключевые статьи №3 2024 ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ