Статьи

РОЛЬ РОССИИ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ МОНГОЛИИ

Дэмчигжавын Моломжамц, заместитель председателя правления Международного инвестиционного банка, доктор экономических наук
Отношения между Монголией и Россией, уходящие своими корнями в далекое прошлое, всегда носили дружественный и взаимовыгодный характер. В частности, Монголия предоставляла России ряд преференций на своей территории, а Россия и СССР внесли существенный вклад в становление кредитно-финансовой системы Монголии. Сегодня отношения между двумя странами продолжают развиваться, а дальнейшему росту экономического сотрудничества могло бы способствовать налаживание прочных связей между Монголией и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
В статье рассматриваются исторические аспекты развития банковской и финансово-кредитной систем Монголии и роль России в этом процессе, а также отмечается важность сближения Монголии с ЕАЭС.
По мнению историков, межгосударственные отношения между Монголией и Россией начали развиваться с начала XVII века, когда в 1608 году между странами впервые состоялся обмен посольствами. Отношения с Монголией всегда были важной составной частью восточного вектора внешней политики царской России и СССР.

С конца 1700-х годов русские купцы и промышленники стали посещать Ургу (в 1911 году Урга получила статус столицы Монголии), а в начале 1800-х годов некоторые из них стали вести там оседлую жизнь, арендуя землю и строя жилые дома; многие впоследствии открыли свои торговые фирмы в Урге и других населенных пунктах, конкурируя с китайскими торговцами.

Со второй половины XIX века начался процесс активного проникновения русского капитала на территорию Монголии, что повлекло за собой изменение всей существовавшей в стране системы денежно-кредитных отношений. Бурное развитие торговли привело к тому, что китайские и русские купцы стали организовывать в Монголии первые совместные банки. В частности, в 1895 году был создан Русско-Китайский банк.

А вскоре – в начале ХХ века – Монголия стала плацдармом борьбы между Российской империей и Китаем. В результате национально-освободительной борьбы монгольского народа против господства китайско-маньчжурских феодалов Монголия в декабре 1911 года провозгласила свою независимость. Уже в ноябре 1912 года в Урге было подписано Русско-Монгольское соглашение, в соответствии с которым Россия должна была оказывать монгольскому правительству помощь в формировании собственных вооруженных сил, недопущении китайской колонизации и ввода китайских войск.

Она также получила широкие полномочия по расширению деятельности русских торговцев на территории Монголии. В конце 1913 года премьер-министр Монголии Тугс-Очирын Намнансурэн посетил Россию с официальным визитом. В ходе визита Правительство Монголии обратилось к Правительству Российской империи о предоставлении кредита на развитие экономики и укрепление финансово-кредитной системы страны.

Россия выразила готовность удовлетворить эту просьбу, но при условии, что Правительство Монголии возьмет на службу русского советника. Так при монгольском правительстве была создана должность русского финансового советника. На нее в 1914 году был назначен С.А. Козин (впоследствии – известный монголовед, доктор филологических наук, действительный член Академии наук СССР).

Деятельность финансового советника была весьма широкой. С.А. Козин оказал большую помощь в формировании бюджетной системы и налоговой политики Монголии. На основе его рекомендаций были расширены доходные базы государственного бюджета, созданы основы финансового контроля, а также бухгалтерского учета и отчетности. По предложению С.А. Козина были увеличены доходы от пошлин на разные виды товаров, торговли и производства. Например, советником были разработаны 10 правил, которые устанавливали сроки сбора налогов и своевременное их взимание.

Наряду с этим С.А. Козин и его заместитель барон П.А. Витте предложили Министерству финансов Монголии установить налоги за использование лесных ресурсов, пастбищ и площадей для земледелия. Также по их инициативе Министерство финансов начало регистрацию государственного имущества, что позволило централизованно получать арендную плату. В сферу деятельности С.А. Козина входила и функция контроля за расходами русского займа (в 1913– 1914 гг. царская Россия для улучшения финансового положения Монголии предоставила ей кредиты на общую сумму 5,1 млн рублей).

Таким образом, в начале ХХ века финансовая дипломатия царской России сыграла существенную роль в создании положительного образа России в Монголии, в укреплении российского влияния на ее внешнюю и внутреннюю политику. В то же время финансовая помощь, оказанная Российской империей, и деятельность С.А. Козина, проработавшего финансовым советником при монгольском правительстве до конца декабря 1916 года, в немалой степени послужили основой для создания финансово-кредитной системы Монголии. В тот период Монголия продолжала активно бороться за свой суверенитет. Однако Правительство Российской империи, опасаясь международных осложнений, не поддержало идею полного отделения Монголии от Китая, и в результате подписания компромиссного трехстороннего русско-китайско-монгольского соглашения (Кяхтинского договора), Внешняя Монголия в 1915 году получила автономный статус.

Автономная Монголия (именно так она именовалась в документе) получила серьезные свободы, а межгосударственный уровень подписанного соглашения открывал перспективы для дальнейшей борьбы за независимость. Этой борьбе в немалой степени способствовало совпадение взаимных интересов Монголии и России: Российская империя, оказывая финансовую помощь Монголии, укрепляла на ее территории свои позиции, а для Монголии сотрудничество с Россией являлось важным фактором ослабления влияния Китая.

При поддержке Российской империи Правительство Автономной Монголии проводило меры по вытеснению из оборота банкнот китайского банка «Да Цин Иньхан», серебряных ембу (слитков в форме седла) и, наконец, китайской монеты. На смену этим деньгам вошли в оборот русские кредитные билеты и монеты царской России, а вместо банка «Да Цин Иньхан» пришел Сибирский торговый банк.

В целях развития финансово-кредитной системы страны Правительство Монголии не раз предпринимало попытки создания своего национального банка, в частности Монгольского национального банка в Урге (при поддержке Сибирского торгового банка). Однако из-за нехватки средств, отсутствия кадров, а отчасти и вследствие революции 1917 года и последующей Гражданской войны в России, эти попытки не увенчались успехом.

Переломным моментом в современной истории Монголии стала Монгольская народная революция 1921 года. Народное правительство провозгласило готовность установить на принципах равноправия дружественные отношения со всеми народами и государствами. В то время на этот призыв откликнулось только советское правительство. В октябре – ноябре 1921 года в Москве прошли переговоры между правительственными делегациями Монголии и России, а 5 ноября состоялось подписание Соглашения между Правительством РСФСР и Народным правительством Монголии об установлении дружественных отношений между Россией и Монголией.

В тот же день дополнительно было подписано два протокола – об отказе Правительства РСФСР от концессий и экономических привилегий царского правительства в Монголии и о сотрудничестве в области судопроизводства. 24 ноября последовало подписание третьего протокола – о предоставлении правительством РСФСР правительству Монголии ссуды в объеме 1,1 млн рублей. Наряду с этим был аннулирован долг Монголии на сумму 5,1 млн рублей. Таким образом, эти протоколы заложили базу для экономического сотрудничества двух государств и отразили его основные направления на перспективу.

В частности, оказание Монголии помощи и предоставление различных экономических льгот привязывало Монголию к России, а с другой стороны, обеспечивало ей развитие экономики на длительный период в связке с экономикой России. Так СССР начал оказывать монгольскому государству всестороннюю помощь в развитии современной экономики, в том числе в деле создания финансовой системы, которой не знала феодальная Монголия.

В 1923 году между Монголией и СССР было заключено первое равноправное в истории международных отношений двух стран торговое соглашение. С 1923 года государственная советская торговля в лице Сибгосторга и Дальгосторга начала свою работу в Монголии. Решение Совета Народных Комиссаров РСФСР от 16 октября 1923 года об освобождении от уплаты таможенных тарифов на вывоз домашнего скота, шерсти, меха и рыбы из Монголии стало еще одним фактором развития торговли между Монголией и СССР, а также фактором укрепления доходной базы монгольского бюджета.

Вскоре Правительство Монголии предприняло очередную попытку организовать в стране собственную банковскую систему. На этот раз попытка оказалась успешной: в 1924 году при участии российского капитала в стране был учрежден монголо-советский совместный банк на акционерных началах – Торгово-промышленный банк (Монголбанк). Первоначально объявленный капитал был установлен в размере 260 000 золотых рублей. От Монголии главными акционерами были Министерство финансов, а от Советского Союза – Министерство финансов и Госбанк.

Для формирования уставного фонда каждый акционер покупал акции, выпущенные Монголбанком, эквивалентные 100 000 золотых рублей. На банк были возложены задачи содействия развитию торговли, промышленности и других отраслей народного хозяйства, создания собственной национальной валюты, оздоровления и регулирования денежного обращения, а также расширения экономических связей между Монголией и СССР.

Монголбанк оставался акционерным монголо-советским банком практически до середины 1950-х годов. В 1954 году, учитывая укрепление финансово-кредитной системы Монголии, и в целях содействия дальнейшему развитию её народного хозяйства Правительство СССР безвозмездно передало ей в собственность свою долю участия. В связи с этим было принято решение о реорганизации акционерного Монголбанка в Государственный банк Монгольской Народной Республики.

СССР оказал большую помощь и в создании монгольской национальной валюты – тугрика, выпущенного в оборот в 1925 году. Национальный банк и национальная валюта стали существенными признаками государственного суверенитета современной Монголии. Прием Монголии в октябре 1961 года в Организацию Объединенных Наций способствовал расширению ее международных политических и экономических связей (по состоянию на 1966 год Монголия имела дипломатические отношения уже с 30 странами мира и работала в различных комитетах и других органах ООН).

Кроме того, в 1962 году Монголия стала членом Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Членство Монголии в этих международных структурах стало возможным в том числе благодаря существенной поддержке Советского Союза. В 1964 году МНР стала членом Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС), а в 1971 году была принята в члены Международного инвестиционного банка (МИБ). Членство в СЭВ, МБЭС и МИБ принесло Монголии немало экономических выгод.

А кредиты, полученные от международных финансовых институтов, сыграли большую роль в подъеме промышленных предприятий и дальнейшем развитии современной финансово-кредитной системы страны. В 1960–1980 годах политическое и экономическое сотрудничество между Монголией и СССР развивалось быстрыми темпами. Этому способствовали два визита (в 1966 и 1974 гг.) Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева в Монголию. В 1966 году был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой, а в 1973 году – под- писано соглашение об учреждении «Советско-Монгольского совместного горно-обогатительного предприятия «Эрдэнэт».

В течение нескольких пятилеток в Монголии строились (в основном за счет кредитов СССР) и вводились в эксплуатацию крупные объекты стратегического значения. Именно с помощью Советского Союза были созданы целые отрасли монгольской экономики, сформирована экспортная база страны. Только ГОК «Эрдэнэт» обеспечивал в тот период 40% ВВП Монголии и более 30% доходов государственного бюджета страны. Однако с начала 1980-х годов растущая кредитная нагрузка начала оказывать негативное влияние на развитие монгольской экономики. Если в середине 1970-х годов задолженность МНР Советскому Союзу составляла около 2,2 млрд рублей, то в 1989 году монгольский долг возрос уже до 9,7 млрд переводных рублей.

Советский Союз, чье экономическое положение становилось все более напряженным, был вынужден добиваться возврата долгов, в том числе и от МНР. Но такой возможности у Монголии не было. При этом обе стороны понимали, что неурегулированная межгосударственная задолженность является тормозом в развитии дальнейших экономических отношений. Переговоры по урегулированию задолженности начались в 1990 году. Наиболее спорными были вопросы об исторических условиях возникновения долга и о согласовании коэффициента пересчета долга в переводных рублях в доллары США.

В данном случае речь шла о задолженности, номинированной в несуществующей валюте. В результате было принято решение о ее пересчете в реально существующую денежную единицу. Завершились переговоры в 2003 году подписанием соглашения, в соответствии с которым Российская Федерация списала 97% долга Монголии. Таким образом, урегулирование вопроса о так называемом «старом долге» перед СССР открыло очередной этап в отношениях между странами и придало новый импульс для последующего развития финансово-кредитной системы Монголии.

В рамках реализации задачи углубления всестороннего сотрудничества между странами по решению Правительства СССР в экономическом блоке Правительства Монголии с середины 1970-х годов и до конца 1989 года работали уполномоченные представители государственных органов и министерств СССР. Их деятельность имела большое значение для расширения межгосударственных торгово-экономических связей и регионального сотрудничества, а также для совершенствования финансово-кредитной системы Монголии.

В то же время экономика Монголии полностью ориентировалась на экономику СССР, что впоследствии привело к ряду исключительно сложных проблем. Однако при этом нельзя отрицать ту важную и положительную роль, которую Россия сыграла в формировании и совершенствовании всей финансовой системы Монголии. В настоящее время отношения между Монголией и Россией, в том числе в торгово-экономической сфере, имеют большой потенциал для укрепления, а история показывает, что за прошедшие века был создан надежный фундамент для их дальнейшего развития.

И одним из важнейших направлений такого развития может стать сотрудничество Монголии с Евразийским экономическим союзом, который за десять лет существования во многом сумел продемонстрировать свою эффективность. Сегодня, когда ЕАЭС становится одним из самодостаточных центров формирующегося многополярного мира, в Монголии есть немало сторонников развития отношений с этой организацией экономической интеграции.

Монголия стала первым государством, которое в 2015 году формализовало взаимодействие с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) путем заключения соответствующего меморандума. В его рамках ЕЭК и Правительство Монголии активно взаимодействуют по отраслевым направлениям, представляющим взаимный интерес.

В перспективе будут решаться задачи перехода на национальные валюты при взаимных расчетах, налаживания кооперационных связей и развития инвестиционного сотрудничества посредством создания совместных предприятий в области геологоразведки, добычи полезных ископаемых, переработки сырья, а также реализации инфраструктурных и транспортно-логистических проектов.

К настоящему моменту ЕАЭС и Монголия завершили подготовку временного соглашения о создании зоны свободной торговли, которое должно быть подписано к концу 2024 года. На первоначальном этапе данное соглашение будет охватывать ограниченную номенклатуру промышленных и сельскохозяйственных товаров – порядка 400 позиций. В будущем стороны смогут согласовать заключение полноформатного соглашения о свободной торговле.
2024-12-18 09:45 Публикации №3 2024 РУБРИКА: БАНКИ.ФИНАНСЫ.ИНВЕСТИЦИИ.